почему помидор называли псинки

para bereg zakat 120844 1280x720 Сад и огород

Почему томаты по-русски называются помидорами?

Томатный сок, паста, суп, заправка – все это для нас привычные названия продуктов, приготовленных на основе помидоров. Если в большинстве языков овощ называется томатом, то каким образом в русском языке он получил другое название?

Откуда появились помидоры?

Есть несколько мнений, какую из стран можно назвать родиной томатов. Некоторые считают, что они пришли из Индии, ведь об этом говорится в древних писаниях. Другие уверены, что томаты родом из Китая, поскольку во время археологических раскопок на территории страны найдены семена этого овоща.

Есть и третья, основная версия, которая гласит, что помидоры распространились по миру из Мексики. Встретить дикие томаты можно и сейчас в Перу, Чили, Эквадоре, Центральной и Южной Америке.

Точно известно, что в 16 веке помидоры были завезены в Европу из Америки. Сперва их взращивали в Испании и Португалии, а после – в Италии. Далее томат начал «захватывать» другие страны: Венгрию, Австрию и прочие. Сразу после появления томатов европейцы относились к ним с опаской – некоторые считали просто непригодными для еды, а другие – даже ядовитыми. Однако помидор быстро завоевал доверие людей и его начали использовать в различных блюдах.

Интересно, что помидоры в США появились позже, чем в Европе – в 19 веке. А в Россию они попали в 18 веке. В нашей стране этот овощ тоже некоторое время считали ядовитым и выращивали его только с декоративной целью. Всему виной неполное созревание плодов, которые оставались зеленоватыми. Благодаря работе российского агронома Болотова овощ, наконец, признали продовольственной культурой.

«Псинка», «бешеная ягода» – как только не называли в России помидоры. Но они все же смогли пробить себе дорогу и, спустя почти столетие, стать желанными «гостями» на столах. Екатерина II, узнав о таком диковинном овоще, начала заказывать плоды томата из Рима и доставляли ей товар под защитой надежной охраны. Она и не знала, что помидоры выращивают на окраинах Российской империи не один десяток лет.

Происхождение слова «помидор»

Слово «помидор» было взято из итальянского языка. «Pomo d’oro» в переводе значит «золотое яблоко». В виде декоративного растения помидор попал нам из Европы. Именно поэтому в России начали использовать европейское название овоща.

Теперь же во многих странах Европы распространено первоначальное название овоща – томат (tomate, tomato и прочие варианты). Это слово, в свою очередь, произошло от «томатль», коим величали привычный для нас помидор древние ацтеки.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Синьор помидор, или Любовные яблоки

Трудно поверить, но помидор по­явился в России как декоративное растение. Основоположник русской агрономии А. Т. Болотов так пишет о нём в 1784 г.: «Произрастение сие известно в нату­ральной истории под именем Solanum Lycopersicum. Оно принадлежит к таким произрастениям, которые красивы­ми своими плодами в летнее время сады, а в зимнее окны в комнатах украшают. Плоды почитаются нездоровыми… хотя в Италии употребляют их изрезан­ными в пласточки с перцом, солью, мас­лом и уксусом, так, как огуречный салат в пищу для прохлаждения. Зелёные и полузрелые яблочки можно по примеру лимонов солить в уксусе, и [так] как они тверды и зернисты, то можно продерживать их во всю зиму, и ими лучше пользо­ваться, нежели зрелыми. Однако во вся­кое время надлежит употреблять их в пищу умеренно».

Далее сообщается, что растение плохо переносит холод: «Перед осенью же вносить опять их можно в тепло, а всего лучше держать и во всё лето в покоях, где они по справед­ливости и наилучшую красу делать мо­гут, ибо в садах они почти ничего не зна­чат, почему и иметь их можно только для куриозности, а много размножать нет нужды». (Экономический магазин, 1784, т. 14, с. 378).

В русском языке растение перво­начально имело название любовное яблочко или любовное яблоко. В «По­дробном словаре садоводства» (1792 г.) мы находим золотые яблоки и любез­ные яблоки. Слово помидор появляется бли­же к середине XIX в. в написании, от­личном от современного:

Тоmаtе, s. m. (бот.) Амурные яблоки; любовное яблоко; помидеры (lycopersicum) (В. А. Эртель. Полный зоологический и ботанический словарь на фран­цузском, русском и латинском языках. 1843).

Памидор. Амурные яблоки; pommes d’amour, в Одессе. Это непременная при­права одесского стола. (В. П. Бурнашев. Опыт терминологического словаря сель­ского хозяйства, фабричности, промыслов и быта народного. 1844).

В Словаре В. И. Даля (1865 г.) сло­во зафиксировано в форме помедор, помадор, имеет помету нврс., зна­чит новороссийское (т.е. распростра­нённое в Новороссии – так со вто­рой половины XVIII в. до 1917 года на­зывались российские земли вдоль се­верных берегов Чёрного моря.

Этимологические словари (Словарь Макса Фасмера, например) сообщают нам, что слово помидор проникло в русский язык из итальянского. Скорее всего, это произошло именно в Новороссии (В. П. Бурнашев прямо указывает на Одессу), но не исключён и обычный путь проникновения итальянизмов в русский язык. В первой половине XIX в. в Ита­лии жило много деятелей русской куль­туры – музыкантов, художников, пи­сателей. Туда охотно приезжали рус­ские туристы. Все они так или иначе знакомились с итальянской кухней, а позже пропагандировали её в России. Из воспоминаний С. Т. Аксакова, на­пример, можно узнать, как Н. В. Го­голь в Москве собственноручно гото­вит макароны с сыром (типично италь­янское блюдо); да и раньше уже в русской провинции, в Твери, можно было заказать «с пармазаном макарони» (см. письмо Александра Сергеевича Пушкина С. А. Соболев­скому 9 ноября 1826 г.).

Читайте также:  помидоры козьим сыром салат

Итал. ротоdorо «помидор» – сра­щение словосочетания рото d’orо «яб­локо из золота»; во мн. числе – ротidori, из ротi d’ori «золотые яб­локи». Именно форма множественно­го числа проникла в русский язык (иначе было бы помодор) [ср. совре­менное русское мафиози, употребляемое и как форма мн. числа (опасные мафиози), и как форма ед. числа (опасный мафиози): итал. таfioso – ед. ч., таfiosi – мн. ч.].

Итак, название золотые яблоки по­лучило своё объяснение. Но почему помидоры назывались любовными яб­локами? Ответ на это даёт французс­кий язык, где одно из названий поми­дора – ротте d’атоиr – «яблоко любви» (амурные яблоки, по Бурнашеву). Странно назвать ярко-красные помидоры золотыми (хотя желтоплодные сорта существуют, но преоблада­ют красноплодные); ещё более стран­но назвать их любовными (ничего та­кого за ними вроде бы не замечено).

Вернёмся к русским текстам кон­ца XVIII – начала XIX в. Прямое за­имствование из французского языка помдамур отмечается в уже цитиро­вавшемся словаре Бурнашева, причём в качестве заглавного слова приводит­ся просторечный вариант:

Бондамур. Так петербургские огород­ники называют известную овощь, – то­маты, или помдамур.

И, наконец, следует отметить ещё одно название:

Ротте dorée или Ротте d’атоиr, лю­бовные яблоки, золотояблочные псинки (растение). (Иван Татищев. Полный французско-российский словарь, состав­ленный по новейшему изданию Лексико­на Французской академии. 1816 г., 2, 594).

Прилагательное золотояблочный нам уже понятно, но что такое псинки?

Псинки – это собственно русское название помидора! Русским овоще­водам очень не понравился резкий специфический запах помидорной ботвы (Болотов пишет: «…трава сего произрастения имеет острый и про­тивный запах»), и хотя он мало по­хож на «аромат» от немытого дворо­вого пса, но прилагательное псиный широко употреблялось в русском язы­ке для обозначения различных непри­ятных и резких запахов. Псинками, со­гласно В. И. Далю, назывался целый ряд дурно пахнущих растений. Ныне это слово окончательно и бесповорот­но забыто. Причин тому несколько.

Слово помидор к концу XIX в. прочно вошло в русский язык, а на­звание псинки (вернее, его мотивационная часть) – очень плохая рекла­ма при продаже.

Источник: Арапова Н. С. Синьор помидор, или Любовные яблоки // Русский язык в школе и дома. – 2004. – № 5. – С. 16–17.

Источник

Олимпиада по русскому языку 11 класс, задания с ответами

Олимпиада по русскому языку — мероприятие ответственное, а значит и готовиться к нему следует со всей ответственностью. На этой странице представлены тренировочные варианты задания олимпиады для 11 класса. Решая представленные задания, учащиеся смогут обобщить пройденный на уроках материал и узнают, насколько они готовы стать участниками олимпиады.

Ученикам предлагается найти ответы на тестовые и открытые вопросы, а также попробовать свои силы в решении творческих заданий. Для самопроверки указаны правильные ответы и примеры решений.

Материалы, представленные на этой странице, можно использовать как на занятиях по русскому языку, так и во время домашней подготовки.

Олимпиада по русскому языку 11 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

Тестовые задания

1. Найти слово, в котором буква Я даёт два звука:
А) морячка
Б) исполняют
В) ядреный
Г) кровля

2. Найти слово, в котором произносится [С]:
А) изморось
Б) изморозь
В) воз
Г) синий

3. Через дефис пишутся слова
А) пол(Думы)
Б) то(же) самое
В) говорить (по) японски
Г) (историко) литературный журнал.

4. Частица НЕ пишется раздельно со всеми словами в ряду
А) (не) годующий взгляд, (не) ряха
Б) (не) мог упасть, (не) добрал баллов
В) (не) медля ни минуты, (не) соответствующий рангу
Г) (не) красивый, но дешевый костюм, вовсе (не) отличница.

5. Частица НИ пишется
А) Как бы там н_ было
Б) Н_ раз бывал я в этом музее
В) Н_ надо приходить
Г) Н_ там, н_ здесь его не было.

6. Определите слово, в котором количество букв и звуков не совпадает
А) Весь
Б) Бери
В) Глаз
Г) Поле
Д) Лебеди

7. Каким фонетическим признаком объединены следующие слова: подсечь, вязкий, ложка, обтесать?
А) Оглушение согласных на конце слова
Б) Оглушение согласных перед другими согласными
В) Выпадение согласных
Г) Смягчение согласных перед другими согласными
Д) Озвончение согласных

8. В каком слове все согласные звонкие?
А) Винт
Б) Вагон
В) Завтра
Г) Прыжок
Д) Рамка

9. Определите, в каком слове пропущен звонкий согласный звук
А) Книги лежали впереме…ку
Б) Фу…больный матч
В) Приехали на во…зал
Г) Он …дал зачет по русскому языку.
Д) Оконечность позвоночника называется ко…чик

10. Укажите слово, в котором пропущена буква «е»
А) Реч…нка
Б) Руч…нка
В) Защ….лка
Г) Распаш…нка
Д) Медвеж…нка

Открытые вопросы

Вопрос 1
Одна из стилистических фигур русского языка называется хиазмом. Эта стилистическая фигура стала одним средств выразительности поэтического синтаксиса в следующем фрагменте стихотворения А. Блока:

Жду я холодного дня,
Сумерек серых я жду.
Замерло сердце звеня:
Ты говорила: «Приду…»

Дайте определение термину хиазм.

Вопрос 2
Укажите ударение в словах и словосочетаниях.
Мастерский, облегчить, ободрить, оптовый, предвосхитить, о скольких, сосредоточение, танцовщица, христианин, черпать, щавель, эксперт, тигровая шкура, пломбированный зуб, языковая политика, языковой барьер, языковая колбаса.

Вопрос 3
Объясните фонетические различия в области согласных в словах, обозначающих фасоль: украинский – квасоля, сербохорватский – пасул, русский – фасоль.

Вопрос 4
Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
дуть – надменный; горло – ожерелье

Вопрос 5
Какую художественную роль выполняет ТИРЕ в отрывке из стихотворения М. Цветаевой?
Площадка. – И шпалы. – И крайний куст
В руке. – Отпускаю. – Поздно
Держаться. – Шпалы. – От стольких уст
Устала. – Гляжу на звезды.

Читайте также:  применение купроксата на огурцах

Творческие задания

Задание 1
Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Задание 2
В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою
Над дымной бездною твоею.
И, мнится, сердцем разумею
Речь безглагольную твою.

Задание 3
Исправьте предложения, объясните причину ошибки.
1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.
2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.
3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.

Задание 4
Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? Почему это название исчезло?

Задание 5
Определите, какими средствами создается языковой каламбур в приведенных ниже примерах.

А) Как брань тебе не надоела?
Расчет короток мой с тобой:
Ну так, я празден, я без дела,
А ты бездельник деловой.
(«Как брань тебе не надоела?»)

Б) Спрашивали однажды у старой крестьянки, по страсти ли вышла она замуж? – По страсти, — отвечала старуха, — я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь.
(А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ В В А, В, Г В А, Г
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ А Б Б Г В

Ответы на открытые вопросы

Горло – ожерелье. В древнерусском языке в значении ‘горло’ употреблялись два слова: гърло и жерело (реже жерло), которые восходили к одному общеславянскому корню с чередованием г/ж. От слова жерело образовано слово ожерелье – ‘то, что вокруг горла’. Таким образом, горло и ожерелье являются этимологически родственными словами
Ответ на вопрос 5: Интерпретация. Сжатие смысла. Тире – смысловой авторский знак, организует пространственно-временную картину.

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
пошутитель — человек, который шутит (пошутил).
пауктина — паутина. От слова паук + суффикс тин
аллокаться — говорить алло по телефону. От слова алло.
недогол — ситуация в футболе, когда мяч немного не долетает ворот.
базарник—человек, работающий на базаре.
приметаллить — припаять.
заверток — сверток или бумага, в которую что-то завернуто.
Пример ответа на творческое задание №2
1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.
2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»
Пример ответа на творческое задание №3
1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.
2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»
3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.
Пример ответа на творческое задание №4
Псинки образовано от «пёс» (псы);
Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.
Очевидно, название, вернее, его мотивационная часть, — очень плохая реклама при продаже; неприятно и есть овощ с таким названием.
Пример ответа на творческое задание №5
Языковой каламбур создается следующими способами:
А) Созвучие слов – бездельник – без дела.
Оксюморонность сочетания бездельник деловой.
Б) Игра с многозначностью слова.
Слова «по страсти» – «по страсти» — омонимы.
Изначально этимологически слово «страсть» от слова «страдание».
В современном русском языке слово «страсть» имеет несколько значений — 1) сильное чувство, в данном случае – любовь; 2) «страсть» — страдание; 3) разговорное «страх», 4) просторечное – « очень».

Источник

1. Формулировка принципа—до 1 б.

Итого: 3,5 б.

Ответ:

1. Принцип соединения // «скрещивания» частей известных устойчивых выражений.

2. «Гибрид», «помесь», «микс» и под.

3. Например: «Семь раз отмерь, коли делать нечего».

Задание 2.

Дополните текст, данный с купюрами, стараясь максимально приблизиться к оригиналу. Определите его стилевую принадлежность, тип речи; назовите признаки, по которым вы это сделали.

Ответ:

(А. Грин. «Дорога никуда»)

Задание 3.

Известно, что дети «придумывают» свои номинации (названия), не имея пока ещё в запасе необходимых в данный момент речи. Как вы думаете, что обозначают такие слова из детской речи: пошутитель, пауктина, аллокаться, недогол, базарник, приметаллить, заверток? Предположите, как могло быть образовано слово пошутитель?

Всего:0,5б ·7 =3,56.

Всего:0,5б·2 =16

Итого: 4,5 б.

Ответ:

базарник—человек, работающий на базаре.

Задание 4.

В предлагаемых примерах из современной художественной и публицистической литературы найдите видоизменённые крылатые слова; восстановите их исходную форму и определите их источник (произведение, автор). Каково происхождение выражения «крылатые слова»!

Всего:0,5б · 5 =2,5б.

Итого: 2,5 б +2,5 б + 1 б =6 б.

Читайте также:  помидоры равномерно не краснеют

Ответ:

2 Выражение восходит к Гомеру, в поэмах которого оно встречалось много раз. Н-р: «Между собой обменялись словами крылатыми тихо» (Гомер «Иллиада», «Одиссея»).

Задание 5.

У учёных существует несколько точек зрения на тип склонения слова дитя. Сторонники каждой из этих точек зрения приводят свои доводы в её защиту. Изложите и вы свою позицию относительно принадлежности этого слова тому или иному типу склонения, аргументируйте её.

Последовательность и логика ответа— до 3б.

Ответ:

— формы косвенных падежей (дитяти (Р, Д, П), дитятей (-ею) (Тв.) и их
соотнесённости с начальной формой)

— сравнение падежных форм слова с аналогичными формами существительных других склонений

Задание 6.

В стихотворении Е. Баратынского «Водопад» встречаются два очень оригинальных оксюморона. Найдите их в приведённом ниже фрагменте и объясните, на чём они основаны. Звуковые особенности каких слов позволяют считать эти строки стихотворными? Передайте звуковой облик этих слов графически.

Как очарованный стою

Над дымной бездною твоею.

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Итого: 6 б.

Ответ:

1. Оксюморон «сердцем разумею» основан на соединении слова «разумею» (понимаю (умом)) со словом «сердце «; сердце же принято считать средоточием чувств, а не ума.

2. Оксюморон «речь безглагольная» основан на соединении слова «речь» (произносимое (сказанное), слова) со словом «безглагольная», однокоренным слову «глагол» (слово). В результате при буквальном прочтении этого сочетания рождается смысл «речь без слов // бессловесная речь // слова бессловесные»

В качестве правильного варианта может засчитываться знак как знаменателя, так и числителя.

Задание 7.

Определите коммуникативные функции вопросительных предложений в приведённых ниже фрагментах из произведения Ю.Казакова.

1. Уже занеся ногу в окно, Песков оглянулся на Лену.

2. Ему казалось, что она должна вот-вот выйти, вскрикнуть, увидев его, кинуться ему навстречу или притвориться рассеянной, равнодушной, спешащей куда-то. Что она? Как? Думает ли о нём, ждёт ли его так же, как он её? Или забыла?

3. Я увидел свой дом издалека, окна светились во тьме, желтили полосами снег, и так всё и звало к миру, к согласию, что думалось: «Ссориться перед лицом этой жестокой природы? Когда человек так покинут здесь, так одинок под ледяными сполохами и так, в сущности, должен быть нежен к другому человеку!»

Каждый ответ оценивается баллами от 0 до 2 в зависимости от его правильности,

полноты и аргументированности.

Итого: 6 б.

Ответ:

1. Собственно вопрос, адресован с целью получения ответа.

2. Вопрос формально обращён к себе, но по сути является непосредственной эмоциональной (сомнение, тревога) реакцией на предполагаемое (ожидаемое) событие.

3. Предложение имеет лишь форму вопроса, но передаёт утверждение. Это риторический вопрос (трансформируется в повествовательное предложение «Нельзя ссориться пред лицом этой жестокой природы»).

Задание 8.

Найдите в фрагменте из стихотворения С.Есенина «Серебристая дорога» авторский неологизм. Объясните, как он образован и какой смысл вносит в стихотворение.

Ты зовёшь меня куда?

Свечкой чисточетверговой

Над тобой горит звезда.

1. Объяснение образования неологизма-до 1 б.

Итого: 5 б.

Ответ:

Задание 9.

Знаете ли вы, что помидор в русском языке имел когда-то названия «любовное яблочко (яблоко)», «золотые яблоки», «любезные яблоки» и даже «потки». Последнее название — собственно русское. Ныне оно окончательно и бесповоротно забыто, хотя производящее его слово живо и функционирует в современной речи. Попытайтесь догадаться, что это за слово. Почему помидор называли псинки? 3. Почему это название исчезло?

Итого: 3 б.

Ответ:

1. Псинки образовано от «пёс» (псы);

2. Растение и его плод назвали так, потому что его резкий, специфический запах не нравился так же, как не нравится «аромат» дворового пса.

Задание 10.

Прилагательные «высокопарный» и «пресловутый» пережили схожую семантическую трансформацию. Какого рода эта трансформация, вам подскажут строки лирического отступления из «Отрывков из путешествия Онегина», в которых автор говорит о мечтах своей юности, полной благородных стремлений и замыслов; поможет вам и сравнение этимологического и современного лексического толкования этих слов.

Смирились вы, моей весны

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Количество баллов-

Всего: (0,5 б • 2) + (0,5 б • 2) = 2 б.

Итого: 3 б.

Ответ:

Задание 11.

Назовите функции буквы Ё в русском языке. Что вы знаете о её происхождении?

В какие из приведённых ниже слов следует её вставить?

Аф. ра, добряч. к, ж…лчный, понож. вщина, оп. ка, тренаж. р, ман. рвы, перц. вый, св. кла, шоф. р, углубленный, одноврем. нный, размеж. ванный.

Всего: 0,5 б • 3 = 1,5 б.

Всего: 0,5 б • 7 = 3,5 б.

Итого: 8 б.

Ответ:

1. Буква ё обозначает а) звук [о] и б) указывает на мягкость предшествующего согласного звука (кроме шипящих и ц), если стоит после буквы, обозначающей согласный звук, в) Обозначает два звука [j] и [о], если стоит после Ъ и Ь, в начале слова или после букв, обозначающих гласные звуки.

3. Жёлчный и доп. желчный, манёвры и маневры, свёкла, шофёр, углублённый, размежёванный.

Задание 12.

Прочитайте стихотворения К. Рылеева, Кому адресовано чувство презрения? Какое слово (словоформа) не отвечает современным языковым нормам? Прокомментируйте ответ на этот вопрос?

Для поэта выражением «духа времени» стало то, что «человек от деспотизма стремится к свободе». Как вы понимаете выражение «дух времени»? В чём выражается, с вашей точки зрения, «дух времени» сегодня? Каково, по-вашему, назначение XXI века? Свои мысли изложите коротко, в форме небольшого сочинения-эссе.

Заплатимте тому презрением холодным,

Кто хладен может быть к страданиям народным.

Старайтесь разгадать цель жизни человека,

Постичь дух времени и назначенье века.

Ответ:

1. Презрения заслуживают те, кто равнодушен к страданиям народа, кого не трогает его тяжёлое положение.

Источник

Оцените статью
Дельные советы
Adblock
detector